ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ
Добронравов и партнёры



Телефон: (499) 136-02-71, (495) 799-14-18
На главную
О компании
Услуги

АРБИТРАЖ

КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО

СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КОНСУЛЬТАЦИЯ АДВОКАТА

БИЗНЕС - АДВОКАТ

УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА

СТОИМОСТЬ УСЛУГ

Консультации On-line
Отзывы
Контакты

 

10.09.2012

Хотела учить английский, а на меня повесили 132,5 тысячи

 

Хочу рассказать историю про то, как иногда благое желание получить знания оборачивается двухгодовым кредитом в размере 132 650 рублей.


В июне этого года у меня возникло непреодолимое желание выучить английский язык, поскольку качество моей работы, а именно – работы журналиста, а также весь открывающийся спектр возможностей напрямую зависит от знания языка. При выборе школы английского языка, в которой я буду получать бесценные знания, я учитывала два основных для меня фактора – близость к месту работы и относительно гибкий график, которые, в свою очередь, ставит в приоритет школа английского языка «Speak Up».


Сказано – сделано. Таким образом, выбрав подходящую школу, я сразу же решила посетить компанию «Speak Up» и узнать об условиях обучения английскому языку. Однако, не всё так просто, как кажется на первый взгляд.


Вначале всё было хорошо. На ресепшене меня встретила вежливая и учтивая сотрудница, которая предложила заполнить мне листовку компании «Speak Up». Листовка содержала в себе графы с контактной информацией, которую должен указать клиент компании, предложение получать информационную рассылку о проходящих акциях компании «Speak Up» на электронную почту, а также вопрос о том, откуда клиенту стало известно о данной школе английского языка. Кроме того,
под всеми ответами клиенту, заполняющему листовку, предлагалось поставить подпись.


На первый взгляд – обычная листовка, не содержащая в себе какой-либо компрометирующей информации, однако, я не могла не заметить одну особенность. Дело в том, что под листовкой лежал второй бланк зелёного цвета, на который дублировались все мои записи, включая и подпись под ними.


После заполнения листовки мне было предложено пройти консультацию с менеджером компании, чтобы узнать о методике обучения в английской школе и об условиях оплаты. В ходе консультации, девушка-менеджер, представившись Аленой, подобрала подходящую мне методику обучения и сказала, что стоимость обучения будет составлять 5 600 рублей в месяц, однако, оплату за обучение необходимо производить через банк «Альфа-Банк».


«Хорошо, через банк, так через банк. В конце концов, какая мне разница – платить за обучение наличными, или перечислять выплаты через терминал банка? Главное, чтобы обучение было результативным», – подумала я и согласилась с предложенным мне вариантом оплаты. Однако, по словам Алены, для того, чтобы я могла производить выплаты через данный банк, банковскому специалисту должна прийти заявка на моё имя, в связи с чем сотрудница компании попросила мой паспорт и страховое свидетельство, после чего документы были отсканированы и отправлены по электронной почте сотруднику банка.


И тут началось самое интересное. На мой мобильный телефон поступил звонок от банковского специалиста, с которым, в свою очередь, меня попросила пообщаться сотрудница компании «Speak Up». Вроде бы, ничего сверхъестественного не произошло, однако, так может показаться лишь на первый взгляд. Дело в том, что вопросы, задаваемые мне сотрудником «Альфа-Банка» по телефону, несколько меня насторожили.


В тот момент мне показалось, что банковскому специалисту абсолютно не обязательно знать мой стаж работы и сумму оклада, а также есть ли у меня необходимость содержать недееспособных родственников, или же есть ли у меня, например, помимо честно заработанного мной оклада какие-либо иные денежные доходы.


Через некоторое время после состоявшегося достаточно странного с моей точки зрения телефонного разговора с сотрудником банка, на мобильный номер менеджера компании «Speak Up» поступил звонок от того же банковского специалиста. Поговорив по телефону, Алёна сказала, что «Альфа-Банк» одобрил заявку на моё имя и что сейчас мне необходимо подписать договор на оказание и оплату услуг английского языка, предварительно внеся первоначальный взнос в размере 5 500 рублей. К сожалению, или скорее к счастью, на тот момент необходимой суммой я не располагала, и менеджер компании «Speak Up» предложила подписать мне договор на следующий день.


Придя домой, я испытала несколько странное ощущение дискомфорта, на подсознательном уровне понимая, что что-то здесь не так. Решив почитать отзывы потребителей о компании «Speak Up» в Интернете, я пришла в легкий шок – практически все отзывы бывших клиентов о данной организации начинались со следующих слов: «Не ходите в школу английского языка «Speak Up» – это мошенники, оформляющие кредиты на своих учеников».


Что мне делать с этой ситуацией, я не знала. С одной стороны – это объясняет не совсем тактичные вопросы, которые задавались мне по телефону банковским сотрудником, но ведь с другой стороны при личной консультации с менеджером я ни разу не услышала слово «кредит». Немного поразмыслив, я решила с данной компанией не связываться и не подписывать договор.


На следующий день мне позвонил банковский специалист «Альфа-Банка». Девушка на другом конце провода спросила меня, имею ли я намерение обучаться в школе английского языка «Speak Up». Я ответила, что мои жизненные планы изменились, и я больше не имею намерений обучаться английскому языку в данной компании, на что я услышала следующее: «Вы знаете, на Вас уже открыт кредит в нашем банке».


Когда же я ее спросила, почему на меня открыт кредит, в то время как я не подписывала никаких договоров с компанией «Speak Up», банковский специалист мне ответил, что система оформления кредита в «Альфа-Банке» автоматическая, и так как я вчера оставляла заявку на получение кредита (оказывается, моё общение с банковским специалистом подразумевало под собой оформление заявки на кредит, в то время как при общении с менеджером компании «Speak Up» слово «кредит» ни разу не фигурировало, а информация об оплате услуг обучения английскому языку преподносилась мне как ежемесячная плата за обучение), на оформление кредитного договора моей подписи уже не требовалось.


Когда я сказала, что кредит мне не нужен, банковский специалист сказал мне, что для его закрытия я должна всё-таки подписать договор с компанией «Speak Up», объясняя это тем, что деньги «Альфа-Банка» должны сначала поступить на счёт компании, после чего я уже смогу расторгнуть договор. По словам банковского специалиста, без подписания договора закрытие моего кредита будет невозможным.


Кроме того, после расторжения договора я должна была подъехать в филиал «Альфа-Банка» и написать соответствующее заявление. В то же время, меня милостиво предупредили о том, что на реализацию этой операции требуется некоторое время, в течение которого на моё имя будет начисляться процентная ставка.


Не поверив в случившееся, на следующий день я поехала в ближайшее, Митинское отделение банка «Альфа-Банк», в котором специалист Адриянов Никита Сергеевич сказал мне, что на меня действительно оформлен кредит в размере 103841 рублей (начальная сумма кредита) на 24 месяца.


На мою просьбу выдать подписанный документ по кредиту, специалист ответил, что уже все документы сданы в архив, после чего я попросила выдать мне хоть какой-либо документ, подтверждающий, что на моё имя оформлен кредит. В ответ на мою просьбу банковский специалист выдал мне справку по потребительскому кредиту.


С выданной мне справкой я обратилась в милицию. Позже моё заявление перешло к участковому Бауманского отделения милиции, который впоследствии вел моё дело и был в курсе всех происходящих событий. Кроме того, я попросила своего друга, имеющего юридическое образование, позвонить в службу безопасности банка и пояснить ситуацию. Однако на все задаваемые вопросы специалисты банка давали размытые комментарии.


Тем не менее, в итоге всё же удалось узнать номер телефона начальника того самого кредитного специалиста, который оформил на меня кредит. Созвонившись с уже вышестоящим руководством, начальник, представившись Евгенией, уверяла, что моя ситуация – есть не что иное, как ошибка банковского специалиста. Однако я так не считаю. Об этом говорят, как минимум, многочисленные отрицательные комментарии, оставленные в интернете людьми, которые также, как и я, имели намерение обучаться английскому языку в компании «Speak Up», странная листовка, которая дублирует мою подпись, ну и, конечно же, напористое убеждение со стороны кредитного специалиста в необходимости подписания документов с настоящей организацией.


Я думаю, что всё-таки ситуация, имеющая место быть – это не просто ошибка банковского специалиста, а отработанная схема, которую используют сотрудники компании «Speak Up» и банка «Альфа-Банк» для получения собственной выгоды. Что же касается моего случая, то специалисты явно немного поторопились, оформив на меня кредит без моей подписи.


Кроме того, Евгения также всячески просила не обращаться ни в какие правоохранительные органы, уверяя, что мой кредит, якобы оформленный на моё имя по ошибке, вскоре будет закрыт и пообещала лично заняться моим вопросом. После этого Евгения написала от моего имени претензию по существующей проблеме в банк, при этом предупредив меня, что претензия будет рассмотрена в течение десяти рабочих дней.


Тем не менее, я не питала безоговорочного доверия к людям, оформившим на меня кредит в размере 132 650 рублей, и именно поэтому я приняла решение во что бы то ни стало по-максимуму оградить себя от возможных неприятных последствий. Именно поэтому в срок рассмотрения моей претензии я отправила письменный запрос на имя директора школы английского языка с просьбой подтверждения юристами организации факта, что я не состою и не имела намерений состоять в договорных отношениях с данной компанией.


В свою очередь, специалисты банка «Альфа-Банк» под разными предлогами отказывались принимать у меня какие-либо заявления, подтверждающие факт наличия оформленного кредита на моё имя (не считая справки по потребительскому кредиту, выданной мне работником «Альфа-Банк» в Митинском отделении банка). В свою очередь, считаю нужным отметить, что директор школы английского языка «Speak Up» предоставил запрашиваемый мною документ.


Также хочу отметить, что по окончанию срока рассмотрения моей претензии ответа от банка я так и не получила. В течение трёх дней я прозванивала все структуры банка «Альфа-Банк» с просьбой дать мне ответ по моей претензии, однако, мне говорили, что даже несмотря на то, что срок рассмотрения претензии уже вышел, решение по моему заявлению еще не принято.


К счастью, на четвертый день по истечении срока рассматриваемой претензии «Альфа-Банк» всё же принял положительное решение по моей проблеме, а на пятый день я даже смогла получить соответствующий документ, в котором говорилось о том, что я не имею каких-либо кредитных продуктов в настоящем банке.


Подводя итог своей истории, могу сказать только одно – я никогда не могла бы даже предположить, что благое желание получить знания может обернуться месяцем потраченного времени и нервов на решение последствий своего несбывшегося желания.


Ситуацию прокомментировал Юрий Добронравов, управляющий партнер Юридической компании «Добронравов и партнеры»:


В силу положений ГК РФ, регулирующих отношения, связанные с кредитом, кредитный договор должен быть заключен в письменной форме (ст. 820 ГК РФ).


В случае несоблюдения простой письменной форму такой договор считается недействительным (ничтожным).


При этом для соблюдения требования ГК РФ о письменной форме договора, указанный договор должен быть подписан самим заемщиком.


Естественно, что копия подписи лица, воспроизведенная путем оттиска подписи с расположенного выше листа, не может быть доказательством соблюдения требования ГК РФ о письменной форме договора.


Кроме ГК РФ, отношения с сфере потребительского кредитования также регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей», актами Центрального банка и Роспотребнадзора.


Указанные акты требуют наличия подписанного заемщиком документа с проставленной на нем датой, который подтверждает не только то, что заемщик вообще имел намерение получить кредит, но и тот факт, что заемщик был письменно проинформирован банком обо всех условиях кредитного договора (полная стоимость кредита, перечень и размеры всех платежей, как включенных, так и не включенных в полную стоимость кредита, график платежей по кредиту и т.п.).


Как усматривается из письма Вашей читательницы, никаких документов, исходящих непосредственно от банка она не подписывала.


В силу этого невозможно вообще говорить о заключении кредитного договора, выдаче кредита и возникновении каких-либо отношений между читательницей и банком.


Помимо всего прочего здесь со стороны банка имело место грубое нарушение требований Центрального банка и положений законодательства о защите прав потребителей.


В связи с этим для защиты своих интересов можно бы было посоветовать обратиться с жалобой в территориальные управления Центрального банка и Роспотребнадзора, приложив копию ответа банка, подтверждающую, что изначально кредит все же был оформлен.


Вот как прокомментировали «Газете.Ru» этот случай в пресс-службе «Альфа-Банка»:


Нам искренне жаль, что произошла подобная ситуация, и у Валерии Лобко сложилось такое впечатление о банке. По данному вопросу ранее ею была оформлена претензия, которая была рассмотрена «Альфа-Банком». В результате чего, было принято решение в пользу клиента - закрыть счет без каких-либо финансовых потерь для госпожи Лобко. Адрес её электронной почты и номер телефона исключены из базы данных банка, используемой для осуществления e-mail и смс рассылок рекламно-информационного характера.


Школа английского языка «Speak Up», куда «Газета.Ru» также обратилась с просьбой прокомментировать письмо нашей читательницы, комментариев не предоставила.


Валерия Лобко, газета "Газета.ru", 10 сентября 2012 г.


Назад «